Трудовой кодекс дополнят нормой о фактически отработанном времени во вредных (опасных) условиях труда
2 октября 2023 года в Государственную Думу был внесен Проект федерального закона № 449426-8 «О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект). В настоящее время документ направлен на рассмотрение в комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов...
2 октября 2023 года в Государственную Думу был внесен Проект федерального закона № 449426-8 «О внесении изменения в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект). В настоящее время документ направлен на рассмотрение в Комитет Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Авторы поправок в пояснительной записке к документу отметили, что внесение изменений в статью 121 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) гарантирует признание права работников на получение гарантий и компенсаций при установлении у них вредных и (или) опасных условий труда.
Напомним, что обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам (далее – СОУТ) установлены Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Методика).
В соответствии с пунктом 17 Методики при проведении СОУТ комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящих специальную оценку труда, а также иных лиц. Условия труда таких рабочих мест относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятие этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении СОУТ. Аналогичные положения закреплены в статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).
Авторы Законопроекта обратили внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 426-ФЗ опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействует вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обуславливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержащиеся в части 5 статьи 14 ФЗ № 426-ФЗ определение опасных условий труда корреспондирует с понятием «опасный производственный фактор», сформулированным в статье 209 ТК РФ: опасным производственным фактором является фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.00202014 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 года № 1570-ст) определяет травму как повреждение анатомической целостности организма или нормального его функционирования, как правило, происходящее внезапно.
В этой связи к фактически отработанному во вредных и (или) опасных условиях труда времени в целях исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, следует относить рабочее время, в течение которого работник выполнял обязанности согласно трудовому договору на соответствующем рабочем месте. При этом не учитываются периоды временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, обучения (повышения квалификации) и другие периоды, когда работник фактически не работал.
Авторы Законопроекта обратили внимание на судебную практику. Работодатели в отношении некоторых профессий (например, пожарных) при наличии опасных условий труда, ссылаясь на часть 3 статьи 121 ТК РФ, неправильно трактуют данную норму и отказывают в предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работникам приходится отстаивать свои законные права в судебном порядке.
Поэтому рассматриваемым Законопроектом предлагается дополнить статью 121 ТК РФ новой частью, которая определяет понятие фактически отработанного времени во вредных и (или) опасных условиях труда для исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Текст:
Игорь Волошин