Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Ответственный за охрану труда должен пройти обучение
23 августа 2017 г.
– Выбор зависит от специфики деятельности компании. Определиться помогут Рекомендации Минтруда (утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14).
В течение месяца после назначения на должность специалист по охране труда должен пройти подготовку в обучающей организации по специальной программе. Но если у него есть профильное образование по специальности «охрана труда» или «безопасность технологических процессов и производств» либо не менее 5 лет непрерывного стажа в области охраны труда, обучение и проверку знаний можно не проходить в течение года после поступления на работу (пункт 1.6 Порядка, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29).
Далее специальное обучение надо проходить по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. После завершения обучения и сдачи экзамена руководителям и специалистам выдается удостоверение о прохождении обучения и проверке знаний.
– Роструд не располагает подведомственными учебными заведениями. Пройти обучение можно в учреждениях профессионального образования и учебных центрах, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Либо в самой организации, если у нее есть такая лицензия, необходимый преподавательский состав и материально-техническая база. Обучение ведется платно. Не следует пытаться обучиться самостоятельно.
– Со всеми принимаемыми на работу лицами надо провести вводный инструктаж по утвержденной работодателем программе: ознакомить с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, рассказать о требованиях охраны труда, ознакомить с инструкцией по охране труда, обучить безопасным приемам работы. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом возложены эти обязанности.
Кроме вводного инструктажа по охране труда, каждый работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте. Первичный инструктаж надо проводить и с работниками, переведенными из другого структурного подразделения, с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы, а также с командированными работниками сторонних организаций. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Повторный инструктаж по этой же программе проводится со всеми работниками, в том числе офисными, не реже одного раза в 6 месяцев (пункт 2.1 Порядка, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29).
– Замена компьютеров, как правило, не влияет на безопасность труда, поэтому внеплановый инструктаж проводить не требуется.
– Правила и инструкции по охране труда для работников работодатель должен составлять с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками органа (статья 372 ТК РФ). При разработке инструкций по охране труда можно воспользоваться Методическими рекомендациями (утверждены Минтрудом России 13 мая 2004 года). Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника, его профессии или вида выполняемой работы на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда. Если типовой инструкции по такой профессии нет – на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда.
– Как правило, инструкции разрабатываются для группы работников по одноименной должности или профессии. Но можно разработать отдельную инструкцию и для каждого конкретного работника.
– При увольнении специалиста обязанность по выполнению требований в области охраны труда возлагается на руководителя. Когда специалист по охране труда увольняется, надо заблаговременно позаботиться о замене.
– Результаты проведения спецоценки условий труда должны передаваться в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки (часть 1 ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Для чего создана эта система? Заработала ли она с 1 января?
– Государственная информационная система учета результатов проведения спецоценки работала и раньше, только называлась она Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ). Решением Минтруда ее название приведено в соответствие с названием, предусмотренным Законом № 426-ФЗ. Сведения о результатах спецоценки, которые передаются в Роструд, заносятся в эту систему.
Создана она для того, чтобы ее могли использовать федеральные и региональные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды. Например, информация используется для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда, для расчета скидок или надбавок к страховому тарифу по взносам в ФСС на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, для обоснования финансирования за счет средств ФСС мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Информация из системы также нужна для определения связи заболеваний работника с вредными и опасными производственными факторами на его рабочем месте, для расследования несчастных случаев на производстве.
– Непосредственные пользователи системы – органы власти и внебюджетные фонды. Ограниченный доступ к системе связан с соображениями безопасности. А работодатели и работники смогут получать необходимую им информацию, обращаясь за такой услугой в Роструд. Например, если работнику нужно подтвердить, что у него было рабочее место с вредными факторами. А работодателю могут понадобиться данные о результатах проведенной спецоценки, если он, например, потерял свою отчетность. Или если нашел в документах о спецоценке, полученных от оценивающей организации, исправления или подчистки, на которые сразу не обратил внимания. Также работодатель может сделать запрос и уточнить данные, если при проверке инспектор по труду обнаруживает разночтения в документах, имеющихся у работодателя и в информационной системе.
Услуга оказывается бесплатно. Для этого надо направить в Роструд заявление в электронном виде (см. Административный регламент, утв. Приказом Минтруда России от 3 сентября 2014 года № 603н).
– Организация, проводившая спецоценку условий труда, должна передать сведения в информационную систему в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах спецоценки (часть 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). За невыполнение этого требования ей грозит штраф: для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб., для организации – от 70 000 до 100 000 руб. (часть 1 ст. 14.54 КоАП РФ).
Если работодателю станет известно, что организация, проводившая спецоценку, не передала в установленный срок сведения в информационную систему, он вправе сделать это сам (части 4, 5 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Но никакая ответственность ему не грозит.
Беседовала А.В. Хорошавкина,
корреспондент журнала «Главная книга»
Источник публикации: «Главная книга», № 3, 2016.