Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Приморский край: импорт профессионализма. Как работает программа мобильности трудовых ресурсов в отдельно взятом регионе
27 марта 2017 г.
Никакие миллиарды инвестиций в производство не заработают без квалифицированных кадров, а их на Дальнем Востоке традиционно не хватает — даже в самом густонаселенном Приморском крае. Лишних рабочих рук в макрорегионе сейчас фактически нет. По данным департамента труда и соцразвития Приморья, на 2 декабря регистрируемая безработица составляет всего 1,29 %, причем на 13,6 тыс. безработных приходится 34,8 тыс. вакансий. При этом в регионе, по данным «ИБС Экспертиза», идет постепенный переток рабочей силы в наиболее динамично развивающиеся отрасли.
В долгосрочном периоде работодателям также придется нелегко. Благодаря тому, что рождаемость в субъекте РФ с начала 2000-х годов неуклонно росла, в ближайшие годы будет расти численность выпускников школ. Однако в структуре приема в учреждения профессионального образования, по данным «ИБС Экспертиза», продолжит сохраняться диспропорция, тревожная для экономики. На непроизводственные специальности в вузы будут по-прежнему поступать до 60 % абитуриентов, в училища и техникумы — до 40 %. И инерционный сценарий развития событий предполагает, что к 2032 году на рынке труда Приморья при сохранении действующих тенденций будет не хватать около 30 тыс. человек по всем уровням образования.
Именно поэтому государство в 2015 году запустило программу повышения мобильности трудовых ресурсов, которая позволяет компенсировать бизнесу часть затрат на привлечение специалистов из других регионов страны — из субъектов РФ с избытком рабочей силы в субъекты с ее дефицитом. На Дальнем Востоке к последним помимо Приморья отнесены Камчатский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области и Чукотский автономный округ. Условия получения государственной поддержки определяются соглашением с работодателем, реализующим инвестиционный проект. У предпринимателя не должно быть никаких долгов перед бюджетами или коллективом, а затраты на привлечение работника государство берет на себя лишь частично: в каких объемах, устанавливает каждый регион.
В Приморском крае, объясняют в департаменте труда и социального развития, программой мобильности предусмотрено оказание финансовой поддержки прибывающему работнику в 2016 году в размере до 292,5 тыс. рублей. Из них 225 тыс. рублей — это государственная поддержка, не менее 67,5 тыс. рублей — собственные средства работодателя. В 2017 году государственная поддержка будет также 225 тыс. рублей, но планируется, что работодатель должен будет потратить на прибывших работников не менее 75 тыс. рублей. Общая сумма финансовой поддержки на каждого работника увеличится до 300 тыс. рублей. Средства начинают возмещаться по истечении первых трех месяцев трудоустройства. Работник в обмен на помощь обязуется проработать минимум три года, работодатель — не сокращать в период получения субсидирования персонал. В 2016 году из бюджета РФ на компенсации работодателям предполагалось направить 29,4 млн руб., из бюджета региона — 12,6 млн руб. соответственно. На 2017 год на оказание поддержки работодателям для трудоустройства 187 работников в рамках программы предусмотрено 42,075 млн. руб.
Программа содействия трудовой мобильности стартовала в Приморье в этом году. Пока у нее три участника: ООО «Русагро-Приморье», «Приморский завод „Европласт“» и «Судостроительный комплекс „Звезда“». «Русагро» — один из крупнейших производителей свинины в России, в Приморье компания строит свинокомплексы в территории опережающего развития «Михайловский», которые начнут давать продукцию уже в 2019 году. Благодаря используемым технологиям свинина «Русагро» будет гораздо дешевле импортной, обещает производитель. Приморское подразделение группы «Европласт» создает в ТОР «Надеждинская» еще одно высокотехнологичное производство — ПЭТ-преформ и полимерных крышек, используемых в производстве пластиковых бутылок. Первая очередь завода уже работает. Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне будет специализироваться на высокотехнологичных судах, на первом этапе — судах снабжения, в том числе ледового класса. Пилотный заказ верфь планирует сдать в 2019 году, уже сейчас в ее строительстве судоверфи и производстве оборудования для нее задействовано более тысячи человек.
На все эти предприятия нужны высококлассные специалисты, которых попросту пока еще нет в Приморье. Директор департамента труда и соцразвития края Лилия ЛАВРЕНТЬЕВА подчеркивает, что образовательные учреждения уже начинают заниматься подготовкой таких работников из числа приморских студентов, но на это нужно время. Привлечь уже подготовленных специалистов на Дальний Восток — задача непростая, требующая поддержки государства. Люди, например, поедут на восток страны, если пообещать им жилье. Но не у всех компаний, реализующих инвестпроекты, есть возможности куратора судостроительного комплекса «Звезда» — нефтяной компании «Роснефть», которая строит в Большом Камне шесть многоквартирных домов для специалистов верфи и уже сдала первые 68 квартир в ноябре. Зато в рамках программы повышения мобильности трудовых ресурсов работодатель может компенсировать затраты работника и его семьи на обустройство на новом месте. Средства могут быть направлены на обеспечение проезда, жильем, включая уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, обучение и переобучение работника и членов его семьи.
«Русагро-Приморье» и «Приморский завод «Европласт» в рамках программы мобильности уже трудоустроили 10 квалифицированных специалистов из Московской, Тамбовской областей, Удмуртской Республики и других регионов России, часть из них переехали с семьями, говорят в департаменте труда и социального развития. ООО «ССК «Звезда» планирует трудоустроить до конца текущего года около 20 человек. В 2017 году список участников расширяется. В него также войдут АО «Южморрыбфлот», ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод», ООО «Красный Вымпел». Эти предприятия входят в группу компаний «Доброфлот» и будут реализовывать масштабные проекты: создание логистического центра, реконструкцию жестяно-баночной фабрики и судоремонтных мощностей. Всего в будущем году в рамках программы планируется привлечь 187 работников из трудоизбыточных регионов России.
«Субсидии государства покрывают около 30% наших годовых расходов на привлеченных сотрудников. Это очень хороший эффект»,— подсчитывают в «Русагро-Приморье». Привлекать специалистов из-за пределов Приморья предприятию пришлось бы в любом случае: его проекты — специфичные, а местный рынок соискателей с такими навыками предложить не может, признают в компании. «Но без компенсаций нагрузка на наш бюджет была бы значительнее, и на эффективность бизнеса это в любом случае повлияло бы отрицательно»,— говорят в «Русагро-Приморье».
По данным компании, основные статьи затрат на привлечение трудовых ресурсов из других субъектов РФ — это аренда квартир и компенсация расходов по проезду к месту отпуска. В рамках релокации работодатель также компенсирует расходы на билеты и оплачивает расходы по перевозке багажа. В 2016 году с помощью субсидий программы привлечено девять человек, причем все это — сотрудники редких специальностей. «Это, во-первых, наши руководители-строители: начальник сметно-договорного отдела, руководитель группы технического надзора. Эта ниша на местном кадровом рынке «проваливается», найти людей с хорошим опытом в Приморье сложно. Это также весь топ-менеджмент: директор по строительству, финансовый директор, директор по персоналу, начальники отдела закупок и инженерно-технического отдела, начальник отдела автоматизированных систем управления»,— перечисляют в «Русагро-Приморье».
В 2017 году компания рассчитывает начинать привлекать уже не топовых, а узкоспециализированных рядовых работников — через программу начнет поступать линейный персонал. Первоначально предприятие заявило на будущий год потребность в 17 работниках, но уже сейчас в «Русагро-Приморье» понимают, что «нужно больше». «Мы закроем вакансии в этом объеме в любом случае, потому что на сегодня сформирована четкая стратегия развития. Когда мы начинали прорабатывать участие в программе на текущий год, такого понимания еще не было,— признают в «Русагро-Приморье».— Поэтому пришлось в рабочем порядке в жесткие сроки согласовывать изменения в списке работников, которых мы запланировали привезти на этот год. Здесь спасибо специалистам департамента труда и социального развития, они пошли нам навстречу, проявив большую контактность и клиентоориентированность».
В то же время, работодателям было бы удобнее работать с программой повышения мобильности трудовых ресурсов, если бы их «не ограничивали в требованиях к должностям и образованию соискателей», которые сейчас фиксируются в заявке. «Условно говоря, мы решили, что привезем 20 человек. Но в процессе приоритеты поменялись, и оказались нужны не строители, а, например, зооинженеры. Если бы нам разрешили подавать данные только по количеству специалистов, без учета их должностей и специальностей, это сделало бы инструмент более гибким»,— подчеркивают в «Русагро-Приморье».
В администрации Приморского края с пожеланиями работодателей знакомы и готовы работать над их реализацией. Механизмы программы нуждаются не только в доработке, но и в более широком применении, согласны в профильном департаменте. На федеральном уровне, подчеркивают чиновники, уже подготовлены изменения в законодательство, которые дадут возможность стать участниками программы «всем работодателям Приморского края, развивающим экономику, при условии отсутствия необходимых им специалистов на краевом рынке труда».
По мнению генерального директора Changellenge, члена НП «Эксперты рынка труда» Андрея АЛЯСОВА, «в целом ситуация с кадрами в Приморском крае сегодня хорошая – имеет место приток свежих кадров. Другое дело, что спрос в регионе на них недостаточно большой и крайне ограниченный. Если же говорить, какой должна быть программа трудовой мобильности в Приморском крае с учетом данной специфики, то она должна касаться конкретных специальностей. При этом участвовать в компенсации затрат переезда нового сотрудника в случке Приморья работодатель и государство должно участвовать также, как это происходит в рамках классичесского государственно-частного парнертства – то есть в пропорции 50/50», – считает эксперт.
«Первое время – в течение одного-двух лет – затраты на переезд компенсировать работнику в большей степени должно государство, – считает независимый эксперт HR-эксперт Александр СИВОГРИВОВ. – То есть, как оно и имеет место быть сейчас в Приморье. Но далее же оно должно уменьшить свое долю своего участия в данной компенсации или же, как минимум довести ее до 50 %. Так как первое время – понятное дело, оно дает время компании развиться – начать реально заработать, но далее-то бизнес должен сам заботиться о своих работниках».
Вакансии организаций на Дальнем Востоке, являющиеся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, опубликованы на портале Роструда «Работа в России» (trudvsem.ru). Здесь уже можно ознакомиться с 1300 предложениями работодателей-участников программы. Так, например, на предприятия Хабаровского края ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Уралуголь» требуются горнорабочие, слесари-монтажники, токари. В Архангельской области в АО ПАО «Севмаш» необходимы трубопроводчики, электросварщики и др. В Пермском крае – машинистов подземных самоходных машин, такелажников, электромехаников, энергетиков ждут на «Еврохимусольском калийном комбинате» и т.д.
Источник контента: eastrussia.ru.