Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Проблемы практического применения новых Правил обучения по охране труда
16 ноября 2023 г.
Долгожданный новый документ об обучении в области охраны труда [5] вступил в силу 1 сентября 2022 года. С большими надеждами и ожиданиями данный документ принес и большое количество разочарований в среде специалистов по охране труда и экспертного сообщества. После утверждения данного постановления множилось количество вопросов и возрастало непонимание его практического применения.
В соответствии с замыслом разработчиков новые Правила обучения по охране труда (далее – Правила обучения) должны формировать у работника знания и умения и вместе с тем новые трудоохранные компетенции, которые можно сформулировать следующим образом:
– компетенция 2 – способен идентифицировать опасности трудового и производственного процесса;
– компетенция 3 – способен правильно применять средства индивидуальной защиты;
– компетенция 4 – способен грамотно оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;
– компетенция 5 – способен оценивать риски при выполнении работ повышенной опасности и контролировать их.
Таким образом, внедрение новых Правил обучения должно выводить знания и умения работников в области охраны труда на новый уровень, тем самым способствуя снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Так ли оно на самом деле? Говорить об этом, на наш взгляд, пока еще рано: после принятия документа прошло сравнительно немного времени, статистика Росстата не отражает реальной картины производственного травматизма. К тому же существует довольно большое количество проблем, связанных с применением новых Правил обучения.
1. Требования Правил обучения не распространяются на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями к проведению такого обучения, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда [5]. На протяжении полугода с момента вступления в силу новых Правил обучения не утихали споры по вопросу применения требований пункта 5 Правил обучения к проведению подготовки к работам на высоте. Мнения специалистов по охране труда разделились, что вполне понятно.
Подготовка работников по безопасности работ на высоте осуществляется в порядке, отличном от других видов работ, который определяет перечень требований к знаниям и умениям работников, к периодичности проведения обучения. Более того, установлен запрет на использование дистанционного формата подготовки.
В данной ситуации может быть использовано два подхода к формированию программ обучения:
– если принято решение обучать работников охране труда и осуществлять подготовку к аттестации в Ростехнадзоре отдельно, разрабатываются две самостоятельные программы (для каждого направления обучения);
– если принято решение совместить подготовку по двум направлениям, разрабатывается единая программа, в которой должны быть полноценно учтены требования промышленной безопасности и охраны труда на объекте.
При организации обучения использованию средств индивидуальной защиты работодателю вменяется в обязанность утвердить перечень средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда.
ГОСТ Р 59123-2020 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Общие требования и классификация», принятый в целях содействия соблюдению правил по охране труда, классифицирует средства защиты на 1-й и 2-й класс в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю [1]. Но в документе не приведены критерии отнесения средств защиты к тому или иному классу риска. Поэтому экспертное сообщество руководствуется положениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», который дает четкое понимание, какие средства защиты относятся к 1-му классу риска, а какие ко 2-му [7].
При организации обучения первой помощи также имеются отдельные сложности. Поскольку в настоящее время Минздравом России законодательно не утверждено каких-либо документов, определяющих современные подходы к оказанию первой помощи, подготовка работников осуществляется некачественно: применяются противоречащие друг другу или ошибочные алгоритмы оказания первой помощи, проводится обучение работников по тем состояниям пострадавших, при которых первая помощь не может быть оказана, в ходе обучения работникам рассказывается о возможности применения лекарственных препаратов и так далее.
В 2018 году Минздрав России совместно с МЧС России выпустили учебное пособие по обучению лиц, имеющих право оказывать первую помощь. Несмотря на то что пособие активно рекомендуется министерствами [3] и размещено в свободном доступе, многие работодатели до сих пор про него не знают или не спешат применять при обучении работников. Все это создает определенные сложности при формировании учебно-методических материалов для данного направления подготовки.
В структуре новых Правил обучения появился отдельный раздел о стажировке в области охраны труда на рабочем месте. Но содержащиеся в нем требования так и не внесли организационной и документальной ясности в данный процесс. Сложившиеся на крупных предприятиях подходы к организации и проведению данного направления подготовки персонала предполагают оформление гораздо большего количества документов. Это не запрещено законодательством, но малый и средний бизнес зачастую не осведомлен о желательности более тщательного документирования как процесса стажировки, так и его результатов.
Например, для проведения стажировки работников разных профессий должны быть разработаны соответствующие программы, так как в одну программу особенности обеспечения безопасности при ведении работ повышенной опасности включить невозможно – это создает дополнительные трудозатраты для специалиста по охране труда (службы по охране труда). Имеются особенности и при формировании программ вводного инструктажа (как минимум их должно быть два вида).
Отсутствует ясность относительно программы инструктажа на рабочем месте. С одной стороны, законодательство не обязывает работодателя ее разрабатывать, с другой стороны, в новом Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в классификаторе причин несчастных случаев на производстве причиной под пунктом 10.3 указано, в частности, отсутствие программ проведения инструктажа [6].
При возникновении несчастного случая на производстве работодатель с утвержденным списком тем или программ сможет без проблем аргументировать проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте. Таким образом, разработка программы для данного вида инструктажа существенно упростит прохождение плановой и внеплановой проверки государственным инспектором труда.
В новых Правилах обучения не говорится о подходах к оформлению данных документов. Поэтому на практике у работодателей часто возникают вопросы о возможности разработки единой программы на все профессии или объединения в одной программе одноименных профессий с разной разрядностью. Некоторые предприятия, перестраховываясь, разрабатывают программы Б отдельно для каждой штатной единицы. В итоге объем материала, подлежащий разработке для проведения обучения персонала без привлечения обучающих организаций, становится без преувеличения огромным.
В целом обучение охране труда трансформируется в многоэтапный практико-ориентированный процесс, который имеет свои проблемы при реализации на предприятиях или в организациях.
Рассмотрим наглядный пример. Работник трудоустраивается по профессии (должности) стропальщика. Как вновь принятый работник он обязан пройти в день приема на работу вводный инструктаж, затем первичный инструктаж на рабочем месте. Очевидно, данное обучение может быть проведено в первый рабочий день. Для допуска к самостоятельной работе в течение 60 дней работник обязан обучиться безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии производственных факторов и опасностей (программа Б), изучить безопасные методы и приемы выполнения работ повышенной опасности (программы В), пройти подготовку по оказанию первой помощи пострадавшим и по использованию средств индивидуальной защиты. Все указанные виды обучения являются для данной профессии обязательными. И только после успешного завершения проверки знания требований охраны труда работник может быть допущен к стажировке на рабочем месте.
Допуск же к самостоятельной работе он получит спустя значительное количество времени. Работодатель в данной ситуации обязан выплачивать работнику среднюю заработную плату в течение всего периода подготовки. Такое положение не выгодно ни одной из сторон трудовых отношений: работодателю – ввиду незапланированных затрат, работнику – в связи с утратой части дохода. В этой связи Минтруд России рекомендует грамотно планировать процесс обучения, чтобы и подготовка персонала проводилась на должном уровне, и не возникало вынужденного простоя производственного процесса.
На наш взгляд, скрупулезно разработанный график обучения не может полностью решить описанную проблему. В целях сокращения времени на подготовку вновь принимаемых работников без снижения эффективности обучения работодателю необходимо разрабатывать качественные учебно-методические материалы, которые не будут «раздуты» невостребованной в практической деятельности работника информацией и сложной терминологией. Обучающий контент должен быть максимально полезным и лаконичным, легко восприниматься и запоминаться.
Обучение охране труда и локальные нормативные акты в области охраны труда (в частности инструкции по охране труда) чаще приводят работника к травме, нежели сохраняют ему жизнь и здоровье. Обосновывается это тем, что работодатель желает, чтобы работник знал больше, чем это требует его профессиональная деятельность.
Практический опыт подтверждает данный вывод. С одной стороны, работодатели при разработке учебно-методических комплексов, перестраховываясь, пытаются предусмотреть все возможные требования безопасности, многие из которых не применимы в производственной деятельности компании. С другой стороны, работники негативно относятся к объемным учебным курсам, которые содержат большое количество зачастую ненужной информации. В результате эффективность обучения падает (снижается ценность и качество получаемых знаний), а случаи допущения ошибок и нарушения требований охраны труда растут.
Новые Правила обучения требуют проводить подготовку работников с обязательным отрывом от производства. В этой связи у работодателей возникает множество вопросов об оплате персоналу данного времени, так как фактически работник в этот период свои трудовые обязанности не выполняет. Для работодателя обучение с отрывом от производства является простоем. Позиция Роструда по этому вопросу такова: обучение проводится с отрывом от работы и должно быть оплачено по средней заработной плате [4]. В данном случае отрыв от производства не означает, что работник должен обучаться в учебном центре, он может проходить теоретическую часть подготовки с применением технологий дистанционного обучения. Однако во время обучения он не должен выполнять трудовые обязанности.
Представители Минтруда России высказывают мнение о том, что при прохождении обучения работник должен покинуть рабочее место и перейти в учебный класс со специально оборудованными местами. Вследствие того, что работодатель обязан обучить работника в течение 60 дней после его трудоустройства или возникновения оснований для планового или внепланового обучения, процесс подготовки может быть дробным: по несколько часов в день. Таким образом, работник будет выведен из производственного или рабочего процесса только на небольшой период времени в течение рабочего дня (смены). Отметим, что данный подход не может быть применим к вновь принимаемым на работу, так как для допуска к самостоятельной работе они должны пройти полный цикл подготовки в области охраны труда.
Следующим острым вопросом является доказательство того, что работник прошел подготовку у работодателя с соблюдением установленного порядка: с фактическим отрывом от производства и в течение требуемого программой обучения времени. В решении данной задачи может помочь либо применение системы доступа в служебные помещения по электронным пропускам, либо установка систем видеонаблюдения непосредственно в учебном классе, которые позволят точно определить время начала и окончания занятия. Еще одним способом учета может являться ведение листов учета (посещения) учебного класса (кабинета) или журнала посещений занятий с фиксацией личной подписью. При изучении теоретической части в дистанционном формате должна быть предусмотрена не только возможность идентификации личности обучающегося работника, но и учет времени его фактического нахождения в личном кабинете.
Работодатели также интересуются, правомерно ли обучать работника охране труда в периоды его отдыха. Согласно позиции Роструда, если работник повышает квалификацию на основании распоряжения работодателя за пределами установленного рабочего времени и отдыха, следовательно, работник исполняет поручение (задание) работодателя в течение этого времени, или в дни, которые по графику являются выходными. В таком случае оплата сверхурочной работы и работы в выходные дни производится в повышенном размере. Кроме того, Роструд отметил, что направлять работника на обучение в нерабочее время возможно только с его согласия. И самое главное, принуждать работника проходить обучение в свободное от работы время работодатель не имеет права [4].
В настоящее время еще не сложилась правоприменительная практика по новым Правилам обучения. Однако уже имеются сведения о намерениях государственных инспекторов труда штрафовать работодателей за отсутствие тренажеров по отработке приемов сердечно-легочной реанимации. Такие действия контрольно-надзорного органа не имеют законодательного обоснования. Работодатель не обязан иметь тренажеры или полигоны для проведения обучения. Соответствующие нормы отсутствуют в действующих нормативных правовых актах по охране труда. Государственные инспекторы труда, поясняя свою позицию, ссылаются на требование новых Правил обучения, в соответствии с которыми практические занятия, сопровождающие процесс подготовки работников, проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Однако в акте не уточняется, что относится к техническим средствам обучения. Единственным документом, проясняющим данный вопрос, является ГОСТ Р 53626-2009 [2], которым рекомендует руководствоваться и Минтруд России [3].
Одной из основных резонансных тем в области обучения по охране труда является работа реестра обученных лиц, который функционирует крайне нестабильно даже с учетом разницы временных поясов. Серверы перегружены, при внесении данных возникают одни и те же проблемы. Опрос специалистов по охране труда показал, что процесс занесения сведений об обученных работниках занимает около 5 минут на человека; формировать xml-файл вручную неудобно, нужно прибегать к помощи сторонних ресурсов или разбираться с ним самостоятельно; перенос регистрационных номеров о прохождении проверки знания в протоколы занимает также много времени. При этом разработчики реестра предлагают лицам, ответственным за внесение данных, набраться терпения до тех пор, пока реестры не заработают корректно. Время идет, проблемы не решены.
Поскольку внесение сведений в реестр является обязательным условием для проведения обучения, работодатель не вправе нарушать данное требование. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудоохранного законодательства. Работников в таком случае придется переобучать. Возможно, в данной ситуации будет применима мультипликация штрафов относительно не внесенных в реестр обученных работников, но это покажет практика.
Одной из самых животрепещущих проблем, связанных с новыми Правилами обучения, является тестирование специалистов по охране труда в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (далее – ЕИСОТ). Платформа еще не доработана, функционирует довольно медленно и с перебоями. Из-за некорректной работы системы тестирования время прохождения испытания увеличивали дважды: с 30 до 45 минут, а потом до 60 минут. При этом нередки случаи, когда специалисты не могут пройти тестирование с первого раза не по причине отсутствия знаний, а из-за сбоев в работе портала (а таких работников необходимо отстранять от работы, что создает новый круг проблем). Объем и глубина тестовых заданий, включенных в ЕИСОТ, предполагает наличие у специалиста глубинных знаний трудоохранного законодательства (некоторые задания вызывают недоумение). Но является ли это залогом их правильного практического применения и корректного трактования, большой вопрос.
В перечень программ обучения работам повышенной опасности, размещенных в ЕИСОТ, внесено ограниченное количество видов указанных работ, что в некоторых случаях не позволяет работнику пройти проверку знаний должным образом (отсутствуют тестовые задания). Многочисленные негативные отклики о системе тестирования вынудили Минтруд России опубликовать вопросы в свободном доступе, чтобы специалисты могли подготовиться к прохождению испытания. Это, на наш взгляд, не свидетельствует о том, что уровень квалификации специалистов низок по всей стране, а показывает, что благие намерения на практике зачастую искажаются.
Целью введения тестирования, по замыслу разработчиков, вероятно, являлось повышение уровня профессиональной компетентности специалистов по охране труда. Авторы считают, что сделать это довольно проблематично, поскольку отсутствует единая образовательная база, например, в виде курса повышения квалификации для специалистов по охране труда, в котором были бы представлены единые разъяснения документов, создающих правовые коллизии, особенности организации процессов по охране труда, изложенных в Примерном положении о системе управления охраной труда.
В настоящее время профессиональная переподготовка в области охраны труда проводится без законодательно утвержденной программы. Обучающие организации формируют обучающие курсы исходя из собственных подходов и представлений, что не может, на наш взгляд, положительно влиять на качество подготовки будущих специалистов. Поэтому уровень знаний лиц, проходящих тестирование в ЕИСОТ, порой не выдерживает критики. Уровень профессиональной компетентности специалистов по охране труда повышать необходимо, но не таким образом. Такая тенденция может привести к падению интереса к специальности «специалист в области охраны труда», что скажется на количестве абитуриентов, поступающих в вузы на направление подготовки «Техносферная безопасность».
Тестирование в ЕИСОТ обусловило еще одну проблему: в профессиональном сообществе вызвало негативный резонанс сообщение о том, что членам комиссии по проверке знания требования охраны труда работодателей необходимо также проходить тестирование в ЕИСОТ, как и специалистам по охране труда. Однако данное требование не правомерно, что позже было разъяснено Минтрудом России. И это вполне обоснованно: члены комиссии не обладают столь обширными знаниями в области охраны труда.
Авторами статьи обозначен далеко не полный круг проблем, которые присущи новым Правилам обучения по охране труда. На наш взгляд, проблемы будут появляться до тех пор, пока Минтруд России не внесет ясность во многие положения Правил обучения или не выпустит методическое пособие по обучению охране труда.
По своей сути новые Правила обучения по охране труда можно назвать прорывным документом в данной сфере, но, к сожалению, не доработанным до логического завершения с точки зрения практического применения.
В завершение авторам статьи хотелось бы сформулировать «золотые правила» (принципы) обучения охране труда по аналогии с «золотыми правилами» (принципами) идеологии безопасности труда (Wise), которые были предложены компанией DuPont еще в 40-х годах прошлого столетия [8] (данные принципы нашли воплощение и в программе Vision Zero).
2. Эффективное обучение охране труда – залог сохранения жизни и здоровья работника.
3. Качественно разработанный учебно-методический материал формирует правильные трудоохранные компетенции у работников.
4. Личная заинтересованность руководства в обучении охране труда, его личный пример значительно повышают уровень мотивации работников к обучению.
5. Высокий уровень компетентности работника, проводящего обучение охране труда, является фактором глубокого усвоения лекционно-практического материала.
6. Грамотно подобранные формы и методы обучения охране труда значительно повышают его эффективность.
7. Сторителлинг (активные и интерактивные методы обучения) в обучении охране труда мотивирует работников к осознанному восприятию учебного материала.
8. Целевой подход к формированию практических материалов обучения охране труда – гарантия их практического применения в трудовой деятельности.
Приведенные «золотые правила», по мнению авторов статьи, позволят отчасти решить обозначенные проблемы, если ими будут руководствоваться как разработчики нормативно-правовой документации в области обучения охране труда, так и работодатели, и специалисты по охране труда.
1. ГОСТ Р 59123-2020 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Общие требования и классификация» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
2. ГОСТ Р 53626-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «ТехЭксперт».
3. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333 «О применении Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464». – URL: www.garant.ru.
4. Письмо Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37449-6-1 «Об особенностях обучения (повышения квалификации) работника по направлению работодателя. – URL: www.garant.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
6. Приказ Минтруда России от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
7. ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
8. Vision Zero: от истоков к современности. – URL: journal.ecostandard.ru.