Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин – о заработной плате, безработице и нелегальной занятости в интервью «Российской газете»
19 января 2017 г.
ВСЕ НА РАБОТУ!
На софинансирование программ временной занятости, переобучения персонала направили из федерального бюджета более 2 миллиардов рублей. Это позволило регионам оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства, поддерживать испытывающие трудности компании, а работникам – получать новые квалификации и дополнительную занятость, сохраняя рабочее место и зарплату.
Помогать предприятиям сохранить кадры в сложной ситуации – крайне нужное дело: работодатели очень часто говорят, что сложно найти квалифицированных работников и вновь приходящие на предприятие люди требуют вложения денег и знаний.
Когда работников приходится сокращать, а после улучшения экономической ситуации вновь набирать и обучать – это ведет к большим дополнительным издержкам. Сегодня кадровая тема стала настолько важной, что работодатели более бережно и ответственно относятся к подчиненным, некоторые даже создают службы по охране здоровья работников.
Если говорить о безработице, официально в службе занятости зарегистрировано сейчас менее 900 тысяч человек, а общая безработица – чуть более четырех миллионов человек. Это меньше, чем в 2015 году. На уровень безработицы влияет в том числе демографический фактор – численность россиян в трудоспособном возрасте снижается.
Окончательного решения по финансированию этого направления из федерального бюджета пока нет. Региональным властям надо самим больше внимания уделять программам переобучения, а не просить деньги на пособия – здесь они, надо сказать, пока шалят.
Когда мы передавали субъектам полномочия в сфере занятости, они тратили больше денег на активные программы. И сейчас мы ориентируем их на то, чтобы они предусматривали средства на программы переобучения, временные работы.
Зачастую власти на местах считают, что меры по поддержке рынка труда должна финансировать федерация. Неправильная логика. Регионы должны сначала сами что-то сделать для решения локальных проблем на рынке труда, а если не получается – обращаться к нам за помощью. А не наоборот – сначала дайте денег из федерального бюджета, потом начнем работать.
Регионы должны понимать, что человек не должен остаться без работы и внимания, один на один с проблемой.
Не было случаев, чтобы мы кому-то приказали: не сокращай! Все изменения на рынке труда происходят естественным путем.
РОБОТЫ ОТСТУПАЮТ
С появлением этого всего мгновенно изменился рынок труда и началась массовая безработица? Нет. Новые технологии внедряются постоянно, и надо относиться к этому спокойно. Будет использоваться больше роботов – значит, понадобится больше людей, которые будут их программировать и обслуживать. Структура занятости постоянно меняется. И это дело не одного дня или года.
– Тем не менее, изменение структуры занятости требует изменения уровня квалификации работников. Будут ли они успевать приспосабливаться к новым реалиям?
Вы знаете, например, что команда из России заняла на чемпионате EuroSkills, который недавно прошел в Швеции, первое место по количеству баллов.
Всего несколько лет назад наши ребята или не участвовали в таких соревнованиях или занимали последние места. Значит, сегодня молодежь заинтересована овладевать передовыми практиками.
И мы учим не только молодых ребят. В прошлом году на подготовку преподавателей средних профессиональных учебных заведений были выделены бюджетные деньги. 700 преподавателей прошли обучение стандартам WorldSkills и начали внедрять их в учебный процесс. В 2017 году проект продолжится.
Кроме того, обучением работников занимаются корпоративные учебные заведения. Представители РСПП часто говорят о том, что эти университеты нуждаются в господдержке – льготах, преференциях. Сейчас мы готовим программу, в рамках которой НКО, работающие в социальной сфере, занимающиеся не только оказанием социальных услуг, но и образованием или здравоохранением, должны получить доступ к десяти процентам бюджетного финансирования этих услуг (в стоимостном выражении). Я предложил министерству образования и науки в 2018 году передавать по этой схеме часть госзаданий для средних специальных учебных заведений корпоративным университетам, если они есть в регионе.
Люди сами будут выбирать – идти им учиться в классический колледж или техникум или корпоративное учебное заведение.
Кстати, дуальное образование, когда учащийся изучает практическую часть профессии на реальном рабочем месте, там, где он впоследствии сможет трудиться, очень популярно в Европе, например в Германии.
ДЕНЬГИ И КАДРЫ
А заработная плата, по нашим оценкам, будет увеличиваться. Не только номинальная, но и реальная. По итогам 2016 года мы, скорее всего, увидим рост реальных зарплат, потому что уже с августа наметилась положительная тенденция к их повышению.
Сыграет в этом роль и реализация указов президента об увеличении заработной платы в бюджетном секторе.
В 2012 году наряду с увеличением заработной платы была поставлена ключевая задача – повысить качество услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями. Для ее решения внедряются новые квалификационные требования к работникам, а также технологии работы, вносятся изменения в функции персонала.
Безусловно, указы президента по повышению оплаты труда основным категориям работников бюджетной сферы будут выполнены. Для этого предусмотрены все необходимые ресурсы. Соответствующая работа проводится с региональными органами исполнительной власти.
ВЫШЕЛ РУБЛЬ ИЗ КОНВЕРТА
На мой взгляд, это несправедливо. Я считаю своим профессиональным долгом найти правильный ответ на этот вопрос и закрыть тему.
Мы понимаем, что она очень чувствительная, поскольку многие работают «в тени». Но так не может продолжаться бесконечно. Из-за того, что платят далеко не все, недофинансируются многие услуги, в том числе – в здравоохранении.
Кроме того, большую нагрузку несут региональные бюджеты, ведь они финансируют взносы в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) за всех неработающих людей – а это и дети, и пенсионеры, и те, кто занят в теневом секторе. Если последние сами за себя платили бы, у бюджетов было бы больше денег на реализацию различных социальных программ.
Параллельно мы с фондами делаем сверку: сколько в регионе человек трудоспособного возраста и сколько из них платят взносы. То есть тех, кто «в тени», мы видим, поэтому меня очень удивляют комментарии в соцсетях или записи в блогах, мол, если взносы введут, я оставлю трудовую книжку в какой-нибудь фирме и вы меня никогда не поймаете. Но смысла «пристраивать» трудовую книжку нет: навряд ли работодатель готов начислять зарплату и платить за вас страховые взносы, если вы там на самом деле не работаете. Или того хуже – фирма фиктивная.
Нам предстоит разработать несколько возможных схем легализации, чтобы человек мог выбрать для себя наиболее комфортную. Кому-то проще будет самому делать за себя минимальный платеж в фонды, за кого-то согласится платить работодатель - частное лицо.
И для первых, и для вторых это должно быть максимально просто.
– А суммы предполагаемых платежей обдумывали?
НЕ ПОНАЕХАЛИ ТУТ
Возможно, какие-то сектора – да. Но вы видите, что с уменьшением числа мигрантов по большому счету ничего не изменилось.
В ряде сфер произошло замещение иностранных работников российскими, внутренними мигрантами. Страхи были сильно преувеличенными.
– А что у нас с трудовой мобильностью? Заработала программа?
Напомню, в рамках программы работодатель может получить компенсацию в сумме 225 тысяч рублей за оплату переезда работника с другой территории страны, аренды жилья для него и других расходов. Но там, где бюджетные деньги, всегда жесткий контроль. А мы хотим сделать программу более дружественной к работодателям.
Сейчас от них требуется много документов для получения господдержки, соблюдение многих условий.
Например, в течение трех лет нельзя сокращать персонал, что не позволяет оптимизировать численность работников, проводить реорганизацию предприятия. Компания не должна иметь задолженность по зарплате. Но в нынешних экономических условиях даже у крупных работодателей иногда возникает оперативная задолженность, что исключает для них возможность участия в программе.
Некоторые документы предоставляются работодателями в орган занятости до трех раз – это, конечно, излишняя нагрузка.
Чтобы снять для работодателей определенные барьеры, мы подготовили изменения в закон о занятости. Законопроект направлен на согласование в ведомства. После его принятия, я надеюсь, программа станет привлекательнее.
Мы исходим из того, что доступ к пособиям должны получать лишь те, кто имеет трудовой стаж и утерянный заработок. Всем остальным служба занятости должна помогать в поиске работы, прохождении обучения, но без выплаты пособий. К сожалению, пока профсоюзы против. Так что законопроект будет еще обсуждаться с партнерами.
В ШТАТ – ПО ИНТЕРНЕТУ
Думаю, важно создать онлайн-ресурс, на котором можно было бы найти образец стандартного трудового договора, заполнить его, подписать в электронном виде и зарегистрировать там же. Подобный ресурс содействовал бы и легализации трудовых отношений.
Реализация идеи потребует внесения изменений в трудовое законодательство. Пока изучаем этот вопрос, смотрим в том числе опыт других стран.
Кстати, и крупным компаниям электронные трудовые договоры не помешали бы, ведь у них, как правило, много удаленных сотрудников, и оформление и пересылка бумажных трудовых договоров отнимает много времени и сил. И знаю, они тоже готовы создавать ресурсы для хранения электронных документов и доступа работников к ним, чтобы человек из другого региона мог спокойно распечатать экземпляр.
В 2017 году все эти идеи будут обсуждаться с экспертами и ведомствами. Стратегически это очень правильное направление.
ПОРА СРЕЗАТЬ ЗАРПЛАТЫ?
– Нет, не планируем. Это коммерческие компании, а в бизнесе нельзя регулировать заработную плату.
КАКОЙ БУДЕТ ПЕНСИЯ – 2017
Коллеги предлагают всех россиян автоматически подписать на уплату этих взносов, но с правом отказаться, через специальное заявление. Мы убеждены, что заявление человек должен писать для того, чтобы войти в систему, а не выйти из нее. В этом основная суть разногласий. Надеемся, что в 2017 году в споре будет поставлена точка.
Помимо этого остается нерешенным вопрос гарантирования пенсионных накоплений. Мы считаем, гражданам должен быть гарантирован возврат номинала плюс проценты по размеру инфляции, особенно в случае принудительной системы, когда человеку не дали выбора.
Таким образом, появился источник для формирования льготных пенсий. Конечно, он недостаточный, тариф для этой категории работников должен быть выше. Но есть решение не поднимать тарифы до 2018 года.
Что касается других категорий льготников, пока пересматривать их право на досрочную пенсию никто не планирует.
Плюс у нас недостаточно легализован рынок труда. По мере его выхода «из тени» будут увеличиваться пенсии.
Но работодатели считают, что повышение зарплаты должно быть плавным и растянутым на несколько, например, пять лет. А профсоюзы убеждены, что районные коэффициенты должны начисляться «поверх» регионального МРОТ. Хотя мы считаем, что если он привязан к региональному прожиточному минимуму, то в нем уже учтены все территориальные коэффициенты, и нет смысла начислять их на минимальную зарплату повторно. Скоро начнем новый раунд переговоров со сторонами.
Надеемся, что коллеги разумно подойдут к решению этой задачи.
Источники публикации: Российская газета – Федеральный выпуск № 7174 (8);
электронные ресурсы: rosmintrud.ru; rg.ru.